По сло­вам Архи­та, самый губи­тель­ный бич, какой при­ро­да толь­ко мог­ла дать людям, — плот­ское наслаж­де­ние; стра­сти, жаж­ду­щие это­го наслаж­де­ния, без­рас­суд­но и неудер­жи­мо стре­мят­ся к удо­вле­тво­ре­нию; отсюда слу­чаи изме­ны оте­че­ству, отсюда слу­чаи нис­про­вер­же­ния государ­ст­вен­но­го строя, отсюда тай­ные сно­ше­ния с вра­га­ми; сло­вом, нет пре­ступ­ле­ния, нет дур­но­го дея­ния, на кото­рые страст­ное жела­ние плот­ско­го наслаж­де­ния не толк­ну­ло бы чело­ве­ка; что каса­ет­ся кро­во­сме­ше­ний, пре­лю­бо­де­я­ний и вся­че­ских подоб­ных гнус­но­стей, то все они порож­да­ют­ся одной толь­ко жаж­дой наслаж­де­ния; в то вре­мя как самое пре­крас­ное, что́ чело­ве­ку даро­ва­ла при­ро­да или какое-нибудь боже­ство, — это разум, ничто так не враж­деб­но это­му боже­ст­вен­но­му дару, как плот­ское наслаж­де­ние; ведь при гос­под­стве похо­ти нет места для воздерж­но­сти, да и вооб­ще в цар­стве наслаж­де­ния доб­лесть утвер­дить­ся не может. Чтобы лег­че понять это, Архит сове­то­вал вооб­ра­зить себе чело­ве­ка, охва­чен­но­го столь силь­ным плот­ским наслаж­де­ни­ем, какое толь­ко воз­мож­но испы­тать; по его мне­нию, ни для кого не будет сомне­ний в том, что этот чело­век, пока будет испы­ты­вать такую радость, ни над чем не смо­жет заду­мать­ся и ниче­го не постигнет ни разу­мом, ни раз­мыш­ле­ни­ем; поэто­му ничто не достой­но тако­го глу­бо­ко­го пре­зре­ния, како­го достой­но наслаж­де­ние, раз оно, будучи силь­ным и про­дол­жи­тель­ным, спо­соб­но пога­сить свет духа. … Я часто слы­хал от стар­ших, кото­рые в свою оче­редь, по их сло­вам, детьми слы­ха­ли это от ста­ри­ков, что Гай Фаб­ри­ций, когда он как посол при­был к царю Пир­ру, не раз удив­лял­ся тому, что услы­хал от фес­са­лий­ца Кинеи: буд­то в Афи­нах есть чело­век, объ­явив­ший себя муд­рым и утвер­ждаю­щий, что все наши дей­ст­вия надо оце­ни­вать с точ­ки зре­ния наслаж­де­ния; слы­ша это от Кинеи, Маний Курий и Тибе­рий Корун­ка­ний, по их сло­вам, обык­но­вен­но выска­зы­ва­ли поже­ла­ние, чтобы он убедил в этом сам­ни­тов и само­го́ Пир­ра, так как их будет лег­че победить, когда они пре­да­дут­ся наслаж­де­ни­ям. Марк Туллий Цицерон «О старости» На сайте: http://www.libfront.org/2018/ciceronis