Эрнст Юнгер / Тотальная мобилизация
Первая версия знаменитого эссе.
Взглянем на мир, вышедший из великой катастрофы, — какое единство действия, какая строгая историческая последовательность! Воистину, если бы все чуждые цивилизации духовные и телесные образования, перевалившие рубеж XIX века и достигшие наших дней, удалось собрать в одно место и открыть по ним огонь из орудий всего мира, то нельзя было бы добиться более однозначного успеха.
Прежний перезвон колоколов Кремля сменился мелодией Интернационала. В Константинополе вместо арабесок Корана школьники выводят латинские буквы. В Неаполе и Палермо фашистская полиция организует оживленную южную жизнь по правилам современного дорожного движения. В самых отдаленных и все еще почти сказочных землях торжественно открываются здания парламента. Берлин с гордостью называет себя «самым американским городом континента». Абстрактность, а тем самым и жестокость всех отношений между людьми возрастает день ото дня. На смену патриотизму приходит новый, в значительной мере проникнутый сознательным элементом национализм. В фашизме, большевизме, американизме и сионизме, в движениях цветных народов прогресс переходит в немыслимое прежде наступление; он словно опережает сам себя, чтобы, описав круг вымученной диалектики, продолжить свое движение на более простом уровне. Теперь он подчиняет себе народы в таких формах, которые уже мало чем отличаются от форм абсолютного режима, если не принимать во внимание гораздо меньшую степень свободы и уюта. Во многих местах маска гуманности сносилась, и ее место заступает наполовину гротескный, наполовину варварский фетишизм машины, наивный культ техники. Дальнобойные орудия и оснащенные бомбами эскадрильи, да и все разрушительное шествие техники, свидетельствуют лишь об отсутствии непосредственного, продуктивного отношения к динамическим энергиям. В то же время массы получают более высокую оценку; мера одобрения, мера публичности становится решающим фактором идеи. Противоположность капитализма и социализма с этой точки зрения имеет второстепенное значение, они — две секты большой церкви прогресса, которые то уживаются, то борются друг с другом. Однако ни одна не нарушает границ общего пространства веры, — поток безотносительных масс индивидуумов и поток безотносительных денежных масс предполагают одинаковую абстрактность позиции.
Читать на сайте: http://www.libfront.org/2018/die-totale-mobilmachung